Главная | Автоюрист | Содержание психокоррекционной работы с детьми

37. Основные направления психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего возраст

Здесь можно выделить два аспекта: Тем не менее это далеко не так. Слабое речевое развитие детей. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками. Слабое развитие произвольного внимания, памяти 6. Низкий уровень развития самоконтроля. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Страхи бывают возрастные и невротические. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным.

В основе этого страха лежит боязнь сделать ощибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует.

В младшем школьном возрасте отметка не просто оценка конкретного результата деятельности. Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области. Приведем некоторые из них. Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении полагает известный чешский психолог Й.

Оба определения сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то общее представление о понятии, чем предлагают конкретные направления в определении психологических детерминант готовности ребенка к обучению в школе. Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в определении готовности, даваемом Л. Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому учителю , сверстникам и самому себе.

В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей. Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья.

Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе.

В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н. Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1 - 2,2 балла по 5 - ти балльной шкале. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому.

Таким образом, часто болеющие дети - это не только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

Изучение факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста показало, что наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические жилищные условия, образование матери и режимные закаливание факторы. Что касается специального аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую. Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить: Диагностика личностной готовности ребенка к школе самая трудная, т.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы системы соподчиненных мотивов поведения. Короче говоря, нужно оценить, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом. Последний аспект психологической готовности - это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности.

Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка. Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят по мере убывания в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Дети по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал. В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с окружающими.

При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей может быть разным. Обычно такой тип отношений возникает в ответ на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними. Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов.

Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально.

Удивительно, но факт! Профессиональный анализ педагогом своих слов, действий, переживаний поможет уловить причину нарушения контакта с ребенком и восстановить этот контакт, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса.

Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью. Наконец, третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми. И еще о двух важных моментах Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с окружающими.

Что касается самих психокоррекционных мероприятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности ребенка к школе В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются: К сожалению в практике психодиагностической деятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недооценка уровня речевой деятельности.

С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть: Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости. Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности ребенка к школе приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта.

Он включает три задания: Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций. Рисунок мужчины - это старый диагностический тест, предложенный в году Ф.

Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В году ученик Ф.

хотел содержание психокоррекционной работы с детьми удивился Элвин

Харрис стандартизовал это задание и сформулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представлению: Хоментаускаса позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка: Декорирование детали одежды и украшения: Информативными могут быть и размеры фигуры: Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица рот, глаза , это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка.

Высокий уровень детализации рисунка свидетельствует о более высоком уровне интеллектуального развития ребенка. Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: Поэтому, если в 7 лет ребенок не рисует одну из деталей тела голову, глаза, нос, рот, руки, туловище или ноги , то на это следует обратить внимание. Ребенку предлагается скопировать простое предложение из трех слов, написанное прописью 7 букв. Расстояние между словами образца примерно полбуквы. Предлагается скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда; второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку.

Следует отметить, что тест Керна - Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат в среднем от 3 до 6 баллов, то дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка. Для комплексной оценки готовности ребенка к школе Е. С перечнем диагностических методик, используемых для оценки готовности ребенка в школу можно ознакомиться в книге Т.


Читайте также:

  • Приговоры по делам о взятках
  • Ходатайство о наложение ареста автомобиля при разделе имущества
  • Узнать о налогах по инн физического лица