Главная | Жилищные вопросы | Содержание хозяйственно-бытового труда детей

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда

Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Что будем делать с полученным материалом:

Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.

Но не только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.

После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию. Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда.

Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работать без особой тщательности В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки целлулоидные, резиновые.

Протирать мебель вместе с кем-то из взрослых. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи носовые платки, носки, ленточки , салфетки для хлебницы и т. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

Удивительно, но факт! Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки целлулоидные, резиновые.

Помогать взрослым в приготовлении пищи: Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова. Проявлять заботу о младших брате, сестре помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы — это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей мамы, воспитателя, няни к хозяйственно-бытовому труду для окружающих — более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.

Задача педагога — воспитывать и поддерживать у детей положительно — эмоциональное отношение к хозяйственно — бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально — эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно — бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем.

Включаясь в выполнение хозяйственно — бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у дошкольников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, а также формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

Библиотека

Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Виды трудового труда в среднем дошкольном возрасте. Труд детей в детском саду многообразен.

Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Самообслуживание направлено на уход за собой умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

когда содержание хозяйственно-бытового труда детей конце-то концов

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость , что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.

Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние.

Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим. В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

Виды труда

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи сеют семена, поливают грядки, собирают урожай , с помощью воспитателя готовят корм для животных белки, хомяка, кроликов, кур.

Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них.

Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц.


Читайте также:

  • Оценка недвижимости для ипотеки в сбербанке липецк
  • 200 тысяч рублей на погашение ипотеки
  • Сдача в аренду 1 комнатной квартиры в бийске
  • Об убийстве владимира кадина
  • Приватизация квартиры без мужа